Законодательство не требует от предпринимателей обязательного открытия счета в банке. Для них это дело добровольное. Но если при осуществлении деятельности наличие счета в банке необходимо, предприниматель должен знать, какие документы ему для этого нужны, каков порядок открытия счета, сколько счетов можно открывать.
После того как вы получили на руки свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет, пора открывать в банке расчетный счет. А, если вы вносили уставный капитал деньгами и у вас уже открыт накопительный счет, то банк преобразует его в расчетный.
Предприниматели осуществляют расчеты друг с другом или с юридическими лицами как в наличной, так и в безналичной форме. Расчеты в безналичной форме производятся с помощью векселей, расчетных чеков, платежных карточек и др. При этом предпринимателям не обойтись без открытия счета в учреждении банка. Они могут открывать счета как в национальной, так и в иностранной валюте, при этом количество счетов не ограничено.
Регламентируется процедура открытия расчетного банковского счета Инструкцией о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.
Большинство банков требуют довольно стандартный набор документов для открытия счета:
1. Заявления на открытие банковского счета.
2. Договора банковского счета в 2-х экземплярах. Нотариально заверенные копии документов:
Устав предприятия (с изменениями и дополнениями).
Учредительный договор.
Документ о государственной регистрации.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
3. Банковская карточка с образцами подписей и оттиска печати (на каждый открываемый в банке счет). Оттиск печати должен быть отчетливым. Применение печатей, предназначенных для специальных целей («для пакетов», «для пропусков» и т.д.), не допускается. Печать может содержать наименование организации на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке, а также товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке.
4. Решение единственного учредителя о создании организации.
5. Решение (протокол) уполномоченного Уставом органа организации о назначении (избрании) единоличного исполнительного органа.
6. Приказ руководителя о назначении на должность главного бухгалтера и других должностных лиц, имеющих право первой и второй подписи расчетных документов. В случае отсутствия в штате предприятия счетного работника необходима соответствующая запись в банковской карточке и приказ об отсутствии в штате главного бухгалтера и возложении его обязанностей на руководителя.
7. Справка из Госкомстата. Рекомендации.
Условия расчетно-кассового обслуживания банк устанавливает самостоятельно. У большинства банков эта услуга платная. Причем, оплата может быть установлена как в твердой ежемесячной сумме, так и в виде комиссионных за каждую банковскую операцию.
Другие лица могут распоряжаться счетом частного предпринимателя. Для этого доверенное лицо предпринимателя должно быть идентифицировано уполномоченным работником банка в общем порядке и копии его документов должны храниться в юридическом деле клиента банка. Кроме того, подпись данного доверенного лица обязательно должна быть представлена в карточке образцов подписей предпринимателя.